fbpx

«ДВЕ СТУПЕНИ К ПРЕКРАСНОМУ» Выдержка 5

  Действительно,  в истории человечества было  немало  периодов,  когда  здоровые  идеалы  красоты временно  заменялись  нездоровыми.  Подчеркиваю:  я имею в виду только здоровый идеал,  канон, называйте его как хотите, – в природе никакого иного  быть  не  могло.  Да и во всех культурах в эпоху их наибольшего расцвета и благоденствия идеалом красоты было здоровое,  может быть, с нашей  современной  точки  зрения,  и чересчур здоровое тело.  Таковы, например,  женщины,  которых породили матриархатные общества  Крита  и протоиндийской,  дравидийской  цивилизации,  древняя  и  средневековая Индия. Интересно, что у нас в Европе в средние века художники, впервые изображавшие   обнаженное   тело,   писали  женщин-рахитичек  с  резко выраженными признаками  этой  болезни:  вытянуто-высоких,  узкобедрых, малогрудых,  с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено – им служили моделями запертые  в  феодальных  городах  женщины,  почти  не видевшие  солнца,  лишенные  достаточного количества витаминов в пище. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу  даже вызвало моду,  продержавшуюся более двух столетий.  Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе   волосы  надо  лбом.  Они  все  одинаковы,  эти  патологические, трагические фигуры Ев,  "святых" Ариадн и богинь пятнадцатого века  на картинах   Ван-Эйка,  Бурдиньона,  Ван-Геса,  де  Лимбурга,  Мемлинга, Иеронима Боша,  Дюрера,  Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние  итальянцы,  вроде  Джотто  и Беллини,  писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей,  и даже великий  Сандро  Боттичелли  взял моделью  своей Венеры типичную горожанку – рахитичную и туберкулезную. Позднее итальянцы обратились к моделям,  происходившим из сельских или приморских здоровых местностей,  и результаты вам известны лучше,  чем мне.  Интересно,  что печать ослабления здоровья в городских  условиях жизни  лежит  уже  на некоторых фигурах позднейших римских фресок – те же, более слабые в солнечном климате следы рахита, нехватки витаминов, отсутствия физической работы.     Насколько глубоко непонимание истинно прекрасного, можно видеть в известном  стихотворении  Дмитрия  Кедрина "Красота":  "Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал  не  однажды  у  русских  крестьянок…" Загипнотизированный авторитетом великих мастеров Возрождения, наш поэт считает выпуклые,  рахитичные лбы "гордыми".  Находя их  у  заморенных работой  и  голодом  русских  женщин  прошлого,  что в общем-то вполне естественно для плохих условий жизни, он проводит знак равенства между мадоннами  и  ими.  А  по-нашему,  врачебному,  чем меньше будет таких "мадонн", тем лучше.     В нашем  веке  начинается  возвращение  к  этим  канонам    ярко выраженные  рахитички  составляют  темы  живописаний  Мюнха,  Матисса, Пикассо,  Ван-Донгена  и  иже  с  ними.  Мода  современности  ведет  к признанию красоты  в  удлиненном,  как  бы  вытянутом  теле  человека, особенно    женщины,      явно   городском,   хрупком,   слабом,   не приспособленном  к  физической  работе,   успешному   деторождению   и обладающем   малыми   резервами   сил.  И  опять  появляются  "гордые" рахитические лбы,  непомерно высокие от отступающих  назад  жидковатых волос, некрасиво выпуклые, с вогнутой, вдавленной под лоб переносицей. И опять  идеальный  женский  рост  в  157-160  сантиметров  сменяется "городским"  в  170-175,  как бы специально для контраста со странами, где у бедно живущих народов "экономный" женский рост в  среднем  около 150 сантиметров. … … Безусловно,  появление   множества   женщин городского,  нетренированного  облика,  не  делавших  никогда долгой и трудной физической работы,  должно оказать  влияние  на  вкусы  нашего времени.  Разве их можно назвать неправильными для настоящего момента? Однако они будут неправильны с точки зрения наибольшего здоровья, мощи и энергии,  на какую,  так сказать,  рассчитан человек. В связи с этим поговорим еще немного о широких бедрах,  не имея в  виду  их  красоту, хотя  древние  эллины,  обращаясь  к  женщинам,  частенько восклицали: "Красуйтесь бедрами!"     Процесс рождения ребенка у человека более труден, чем у животных, и ведет к более резкому различию полов. Налицо крупное противоречие.     Вертикальная походка  человека  требует  максимального  сближения головок  бедренных  костей    этим  облегчается  бег,  равновесие   и обеспечивается  выносливая  ходьба.  Но  человек  рождается с огромной круглой  головой,  и  процесс  рождения  требует   широкого   таза   с раздвинутыми   бедренными   суставами.   Проклятие   Евы,   так  умело использованное религией,  – "в муках будешь  рождать  детей  своих"  – существует  на самом деле:  процесс родов у человека более мучителен и болезнен, чем у животных. В истории развития человека это противоречие возрастало    увеличение  мозга  требовало расширения таза матери,  а вертикальная походка – сужения таза.  Разрешением  этого  противоречия частично  явились  роднички – незаросшие области на темени ребенка.  В момент прохождения через нижнее  отверстие  таза  кости  свода  черепа ребенка   заходят   одна  на  другую,  череп  сдавливается,  и  голова приобретает характерную удлиненную форму, впоследствии исправляющуюся. Но  мало  и  этого.  Человек рождается абсолютно беспомощным и требует продолжительного  кормления  материнским  молоком,  дольше,  чем   все животные. Из сравнения развития человека и слона – животного, наиболее сходного с ним по долголетию и всем этапам роста,  можно  думать,  что человек  родится  недоноском  и что нормальный срок для беременности у человека должен быть того же порядка,  как у слонихи, носящей детеныша 22  месяца.  Очевидно,  что  за такой срок ребенок стал бы значительно больше и его огромная голова  обязательно  погубила  бы  мать.  И  тут пришло  на  помощь особое биологическое приспособление – возвращение к стадии  низших  млекопитающих    сумчатых,   рождающих   недоношенных детенышей.   Только   у  человека  вместо  сумки    интеллигентность, самоотверженность и нежность матери.     А для  того  чтобы  нанести наименьшие повреждения мозгу ребенка, так же как и для того,  чтобы выносить его в наилучшем состоянии, мать должна  быть  широкобедрой.  В  то  же  время  спутница  жизни  дикого человека, много бегающая, носящая подолгу добычу, да и ребят за собой, в  процессе  отбора  становится  узкобедрой,  часто  гибнет при родах, рождает ребят  менее  жизнеспособных.  Живущие  в  наихудших  условиях представители человечества – дикие охотники Австралии,  пигмеи, многие лесные племена Южной Америки – могут служить примером. Как только люди стали жить более оседло – еще в пещерах Южной Европы, Северной Африки, Азии,    начался   отбор   могучих   широкобедрых   матерей,   давших человечеству  тех  его  представителей,  которые  по  праву  заслужили название хомо сапиенс – человека  мудрого.  Это  происходило  во  всех частях   света,   от   Японии   до   Англии    в  удобной  для  жизни средиземноморской полосе, когда обилие животной и растительной пищи, а также  изобретение  копья  и дротика превратили человека из бездомного бродяги в обитателя крепкого жилья.     Так, в   инстинктивном   понимании   красоты   запечатлелось  это требование продолжения  рода,  слившееся,  разумеется,  с  эротическим восприятием  подруги,  которая сильна и не будет искалечена первыми же родами,  которая  даст  потомство  победителей  темного   необозримого царства зверей,  как море – окружавшего наших предков. И что бы там ни говорили законодатели мод и выдумщики всяческих оригинальностей, когда вам,   художникам,   надо   написать  образ  женщины-обольстительницы, покорительницы  мужчин,  в  серьезном  или  шутливом,  бидструповском, оформлении,    кого же вы рисуете,  как не крутобедрую,  высокогрудую женщину с осиной талией? Заметим кстати, что тонкая, гибкая талия есть анатомическая  компенсация  широких  бедер  для подвижности и гибкости всего тела.

Оставьте комментарий